ПРАЙМ,
17 апреля 2013 г.
Назад в будущее – от саморегулирования к зарегулированию? 951 просмотр
Первый поверхностный анализ и сравнения действующего ФЗ «О саморегулируемых организациях» и проекта ФЗ «Об особенностях деятельности саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков», представленного на III Всероссийском форуме СРО, дает понимание того, как образуемый мегарегулятор видит саморегулирование на страховом рынке.
Проект ЦБ уводит финансовый рынок, в целом, и страховой, в частности, от зачатков саморегулирования к усилению регулирования, контроля и надзора. И проект этот вовсе не о реальном саморегулировании, а о псевдосаморегулировании в жестком наморднике. Форма соблюдена, а содержание идее СРО никак не соответствует. ЦБ никогда не собирался и не собирается вводить саморегулирование в банковской сфере, что правильно, но вместе с тем отлично знает, как это сделать на смежном финансовом рынке.
Остается надеяться, что утвержденная Госдумой РФ Председателем ЦБ Набиуллина Э.С., в чьем ведении, в период руководства Минэком, находилась сфера саморегулирования, определит правильный вектор развития – от зарегулированности и бюрократии к избавлению от излишних функций.
Хотя этого может и не случиться, так как руководство присоединяемой ФСФР считает, что у них должно быть «больше рычагов контроля за деятельностью СРО».
Если следовать такой логике, то саморегулирование направлено не на снижение административного давления, не на сокращение избыточных и излишних функций, не на сокращение бюрократических процедур, а наоборот – на усиление административного давления на надзорные организации. Как эти два подхода, две диаметрально противоположные точки зрения уживутся в одном мегарегуляторе - большой вопрос. И этот вопрос не столько развития саморегулирования на финансовом рынке, сколько целесообразности создания мегарегулятора вообще!
Есть функции, которые можно было еще вчера передать СРО, что называется не глядя, и ни у кого это не должно вызывать вопросов и сомнений.
Например: - ведение реестра страховых организаций; сбор, анализ и опубликование статистической отчетности; контроль за передачей страхового портфеля; контроль за опубликованием годовых бухгалтерских отчетов; лицензирование, стандартизация страховых продуктов (правил страхования).
Только это позволит высвободить 10-15 человек персонала, так критически нужных сегодня надзорному органу, и создать, например, актуарный отдел, что позволит в спорах о соразмерности тарифов принимать квалифицированное и обоснованное решение.
Если воспользоваться правами, которыми наделяются саморегулируемые организации в соответствии с ФЗ «О СРО», то можно высвободить еще 20-25 специалистов, передав СРО контроль за деятельностью своих членов и применение мер дисциплинарного воздействия к ним; разрешение споров между страховщиками и потребителями страховых услуг (и закон о финансовом омбудсмене не нужен!); обеспечение имущественной ответственностью членов СРО; рассмотрение жалоб на действие страховщиков и принятие мер по ним, проведение проверок своих членов; обеспечение информационной открытости членов СРО и опубликование информации об их деятельности.
Таким образом, простые решения, направленные на реальное развитие саморегулирования, позволяют с одной стороны снизить государственные расходы и бюрократические издержки, с другой – повысить, как это на первый взгляд и не парадоксально, эффективность контроля за страховым рынком. И, конечно, для СРО главным показателем будет не количество проверок, штрафов, предписаний, а надежная и ответственная работа своих членов по предоставлению качественных страховых услуг потребителям.
На самом деле, саморегулирование – это единственный вариант, позволяющий решить задачи, поставленные Президентом РФ в своем Послании Федеральному собранию в части работы контрольных органов: «… неприемлемо, когда показателем деятельности контрольных органов служит не результат, а просто число проверок, классическая «палочная» система».
Конечно, чиновнику сложно расстаться с полномочиями, даже если он с ними не справляется, т.к. это рычаг воздействия на бизнес, и мало кто способен это сделать добровольно. Поэтому и нужен закон.
Александр КОВАЛЬ - президент Союза страховых организаций
Вся пресса за 17 апреля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 октября 2025 г.

|
|
ГТРК Кубань, 10 октября 2025 г.
Больше страховых возмещений стали выплачивать на Кубани

|
|
РБК.Черноземье, 10 октября 2025 г.
Выплаты по агрострахованию в Черноземье достигли почти 500 млн руб.

|
|
ГТРК Кострома, 10 октября 2025 г.
Костромичка стала жертвой мошенников при попытке получить электронный полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Рынок коммерческого страхования становится все более благоприятным для покупателей

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 10 октября 2025 г.
Регионы Северного Кавказа вышли в лидеры по мошенничеству с ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Южнокорейские страховщики конкурируют за эксклюзивные ниши — от деменции до задержек метро

|
|
Российская газета онлайн, 10 октября 2025 г.
Основные различия между полисами ОМС и ДМС. Что нужно знать

|
|
auto.mail.ru, 10 октября 2025 г.
Названы регионы с повышенным риском мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Business FM Кубань, 10 октября 2025 г.
На «Финополисе» рассказали о грядущих изменениях в ОСАГО

|
|
Реальное время, Казань, 10 октября 2025 г.
С шестикратным ростом рынка до 66 млрд рублей на пороге реформ ОСАГО и ОМС

|
|
ГТРК Татарстан, 10 октября 2025 г.
Объем страховых премий в Татарстане за 19 лет увеличился на 55 млрд рублей

|
|
Татар-информ, Казань, 10 октября 2025 г.
Татарстан лидирует в ПФО по страховым сборам за первое полугодие

|
|
Интерфакс, 10 октября 2025 г.
РСА отнес 10 регионов РФ к зоне повышенного риска мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«От всех рисков»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Страховщики — амбассадоры превентивной медицины»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Страховка на час

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Радость клиента — боль страховщика

|
 Остальные материалы за 10 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|